Обзор автомобильного рынка Казахстана за июнь 2015 года

Обзор автомобильного рынка Казахстана за июнь 2015 года

14 августа 2015

Автомобильный рынок Казахстана завершил 1 полугодие 2015 года с результатом 53081 единиц автомобилей разного назначения. Падение рынка в годовом значении составило 31%. Продажи в июне составили 8889 единиц автомобилей, показав снижение на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 5% по сравнению с предыдущим месяцем.

ИТОГИ ПЕРВОГО ПОЛУГОДИЯ


Автомобильный рынок Казахстана завершил 1 полугодие 2015 года с результатом 53081 единиц автомобилей разного назначения. Падение рынка в годовом значении составило 31%. Продажи в июне составили 8889 единиц автомобилей, показав снижение на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 5% по сравнению с предыдущим месяцем. Наибольшие продажи приходятся на корейские бренды B и С сегмента. Долю рынка теряют Российские и Японские бренды, как в количественном, так и в долевом значении.
Благодаря Программе льготного кредитования автомобили локального производства восстанавливают свои позиции. Процент льготного кредитования в структуре продаж автомобилей локального производства за 2 месяца составил 46%, в то время как процент продаж автомобилей казахстанского производства в структуре официального рынка поднялся с 12% в апреле, до 27% — в мае и в июне остался на том же уровне 27%, что говорит о неутихающем интересе потребителей к программе.

Помимо запуска первой в истории казахстанской автомобильной отрасли государственной программы стимулирования потребительского спроса, первое полугодие 2015 года ознаменовалось таким значимым событием, как появление новых брендов в рынке. Также, стоит отметить наблюдающуюся тенденцию перехода операционного управления в Россию ряда дистрибьюторов.

Новые реалии рынка открывают новые возможности развития автомобильного рынка, где поддержка государства имеет особую значимость.
Андрей Лаврентьев
Президент Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОБЗОР

МАКРОЭКОНОМИКА КАЗАХСТАНА. ИТОГИ 1 ПОЛУГОДИЯ 2015 ГОДА.

1 полугодие 2015 года была полна экономическими и политическими событиями, как в стране, так и за ее пределами. Самыми значимыми мы считаем торговую интеграцию Казахстана в международные рынки в рамках ЕАЭС и ВТО и президентские выборы в Казахстане.

Макроэкономический фон глобально был еще насыщеннее в силу таких событий как референдум в Греции против секвестра бюджета, что грозило разломом в еврозоне; угроза начала эпохи дешевой нефти в результате сланцевой революции в США и возврата Ирана в международный рынок нефти; курс Федрез в сторону ужесточения монетарной политики, что влечет за собой глобальное сжатие дешевой долларовой ликвидности; и политика Китая по стимулированию внутреннего спроса (переход в политику роста за счет расходов населения, а не государственных расходов).



Экономика Казахстана оказалась чувствительной ко всем вышеперечисленным факторам, что в результате привело к снижению экономической активности. Низкий уровень теньговой ликвидности в банковском секторе привел к повышению стоимости финансирования в национальной валюте, что повлекло спад потребительского кредитования. Торговля и производство оказались под давлением жесткой конкуренции импортных товаров из России. Нефтяная отрасль Казахстана показывает низкие темпы роста в результате спада на сырьевом рынке.

Таким образом, краткосрочный экономический индикатор который, отражает успехи самых крупных отраслей экономики, за январь-июнь 2015 года показал рост на 2%, против роста на 2,5% за АППГ.



Известно, что Россия является одним из крупнейших торговых партнеров Казахстана. За счет дешевого импорта из России цены потребительские товары начали падать. Показательным является автомобильный рынок, где цены на официальном рынке упали за январь-июнь более чем на 10%. Инфляция в июне 2015 года составила 3,9%, против 7% в июне 2014 года.



Ослабление курса рубля усилило конкурентное преимущество российских товаров против товаров местного производства, что негативно отражается на доходах казахстанских компаний. Мнение бизнес-сообщества о девальвации тенге разница. При этом девальвационные ожидания среди населения и компаний остаются высокими. Этому подтверждение высокий уровень долларизации банковских депозитов, и низкий уровень ликвидности в национальной валюте.



16 июля 2015 года Национальный Банк РК принял решение о расширении коридора курса тенге на уровне 185 +/- 13-15 тенге. Таким образом, при нынешнем коридоре курса, тенге может колебаться от 170 тенге до 200 тенге.



Мы ожидаем продолжения низкой экономической активности во 2 полугодии 2015 года. Больше склоняемся к достижению курса тенге верхнего уровня назначенного коридора. Усиление конкуренции в рамках вступления Казахстана в ВТО, что может повлечь дальнейшее снижение цен, или удержание достигнутых ценовых уровней. На таком фоне, считаем, что экономический рост будет поддерживаться за счет государственных программ и внутреннего потенциала страны, в качестве развивающейся экономики.

РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА

ИМПОРТ И ПРОИЗВОДСТВО

За первые полгода 2015 г. официальными дилерами было реализовано 53083 ед. новых автомобилей, что на 30,76% меньше аналогичных показателей прошлого года (против 76666 ед.).

Доля продаж импортируемых новых автомобилей увеличилась на 3,6% (82,9% против 79,3% в АППГ). Однако в количественном выражении аналогичный показатель выражает спад на 27,62% в связи с общим падением продаж на рынке новых автомобилей (44002 ед. против 60792 ед.).

Более чем на 40% упали продажи автомобилей производства Японии, Узбекистана и Турции. Среди импортируемых автомобилей из названных стран наибольшие потери продаж приходятся на долю Mazda, Suzuki, Nissan ,Mitsubishi, турецких Toyota Corolla и узбекских Daewoo. Прежде всего, такой спад продаж мы связываем с общим уменьшением спроса на новые автомобили и в частности на данные бренды, а так же с перемещением локализации производства некоторых брендов. Так, Nissan Teana, Nissan Pathfinder, Mazda CX-5 и Mazda 6, а так же большая часть проданных Mitsubishi Outlander выходцы российских автосборочных заводов. По продажам новых автомобилей российского производства свои позиции теряют Chevrolet, Gaz, Lada, Nissan. Потери позиций Chevrolet связано с остановкой производства массовых моделей данного бренда компанией General Motors на российском рынке.

По итогам первого полугодия на долю автомобилей казахстанского производства приходится 17,11% от общих официальных продаж. Пик продаж отечественных автомобилей выпал на май месяц. В июне доля продаж отечественных автомобилей остался на уровне майских показателей.



РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЯНВАРЯ — ИЮНЯ 2015 НА РЫНКЕ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ



Основные тенденции на рынке новых автомобилей за первое полугодие:

• Начало 2015 г. ознаменовался увеличением серого импорта из России. Конкурентное преимущество оказалось у наших российских коллег в результате существенной девальвации рубля вследствие снижения нефтяных цен.
• Процесс притока российских автомобилей был подкреплён и ускорен отменой НДС для физических лиц.
• Отечественные дилеры сделали максимальные усилия для удержания своих позиций и удовлетворения потребностей автолюбителей. Так, в результате переговоров с производителями были объявлены грандиозные скидки на автомобили популярных моделей, благодаря которым приобретение автомобилей в салонах в Казахстане стало более выгодным. Казахстанские производители автомобилей, в свою очередь, провели активную работу по формированию более доступной для Казахстанского покупателя цены, за счет усиленной работы с заводами производителями по получению более выгодной закупочной стоимости, работы по оптимизации производства, повышению уровня локализации и внедряют ряд маркетинговых инструментов.
• Ситуацию повышения ставки автокредитования подправил запуск программы субсидирования автокредитов на автомобили казахстанского производства. Процент льготного кредитования в структуре продаж авто локального производства за 2 месяца составил 46%, в то время, как процент продаж автомобилей казахстанского производства в структуре официального рынка поднялся с 12% в апреле, до 27% в мае и в июне остался на том же уровне, что говорит о неутихающем интересе потребителей к программе.
• Так же льготное кредитование активизировало действие финансовых структур автомобильных компаний в Казахстане, которые в свою очередь создали конкурирующие продукты по автокредитованию.

• Renault запустили программу совместно с Евразийским банком, благодаря которой можно приобрести
автомобили в кредит по ставке от 4,6% в зависимости от суммы первоначального взноса.
• Subaru предлагает кредитование по ставке от 0,1% по специальной программе «Subaru Finance».
• Toyota совместно с «Toyota Finance» предлагает кредитование автомобиля Fortuner по эффективной ставке 6%.
• Премиальный бренд Lexus помимо снижения цен на ряд автомобилей, так же предлагают услуги Lexus Financial
Services.
• Существует специальная программа по кредитованию автомобиля Toyota Highlander от 0% годовых.
• Стартовала программа по приобретению автомобилей LADA, Chevrolet, KIA, UAZ в рассрочку под 0%. Данная
программа действует совместно с банками-партнерами: ДБ АО «Сбербанк» и АО «Евразийский банк».

РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЯНВАРЯ — ИЮНЯ 2015 ПО ПРОДАЖАМ АВТОМОБИЛЕЙ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

Всего с начала года официальными дилерами было реализовано 9081 ед. автомобилей казахстанского производства. Результат ниже аналогичных показателей прошлого года на 42,79% (против 15874 ед. за первые полгода 2014 г.).

По сравнению с месяцами, предшествовавшими запуску программы льготного кредитования, доля продаж автомобилей казахстанского производства увеличилась более чем в 2 раза: если в апреле текущего года количество проданных авто казахстанской сборки составляло 1161 единицу, то в мае 2611 единиц, а в июне 2427 единиц. По данным БРК, количество фактический выданных займов за июнь составило — 1636 ед. Данные показатели свидетельствуют о том, что интерес к программе со стороны казахстанцев не уменьшается, несмотря на то, что летний период, как правило, является не сезонным.

В первом полугодии лучше всех продавались автомобили казахстанского производства в ценовом диапазоне от 25-40 тыс. USD. В этом ценовомсегменте представлены автомобили Kia (Carens, Carnival, Optima, Sorento, Sportage ), Hyundai (Tucson, TQ-1/H-1), Skoda (Octavia, Superb B6, Yeti),Chevrolet (Captiva, Malibu, Orlando) SsangYong (Actyon, Kyron, Nomad, Rexton) Peugeot (508 и 3008), так же Iveco и Hyundai Truck & Bus. По цене от 15-20 тыс. USD было реализовано 2265 ед. автомобилей. На долю автомобилей по цене от 20-25 тыс. USD приходится 22,65% доли от продаж казахстанских авто. Продажи транспортных средств в ценовом диапазоне от 40-80 тыс. USD показали рост в годовом сравнении благодаря пополнению ряда автомобилем Toyota Fortuner. На его долю приходится 3,53% от продаж отечественных автомобилей и 64,07% внутри ценового сегмента. Менее популярные автомобили из ценового сегмента 80-100 тыс. USD и <10 тыс. USD так же выросли в годовом сравнении. Сегмент <10 тыс. USD пополнил свои ряды автомобилями Geely.



РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА

ОСНОВНЫЕ ИТОГИ ЯНВАРЯ — ИЮНЯ 2015 ПО СЕГМЕНТАМ РЫНКА

За отчетный период официальными дилерами было реализовано 35444 ед. легковых автомобилей,12666 ед. внедорожников, 4240 ед. коммерческих автомобилей разного назначения, 112 ед. минивэнов, 621 ед. пикапов.

Самым популярным сегментом среди легковых автомобилей остается B сегмент. На его долю приходится 50,65% доли от общих официальных продаж (26886 ед. против 34379 ед. в АППГ).

Вторыми по популярности являются автомобили С класса. Их результат за первые полгода — 6096 ед. продаж, что на 42,93% ниже аналогичных показателей прошлого года (против 10681 ед.). Среди представителей данного сегмента прошлогодние результаты по продажам превзошли автомобили Hyundai, Renault, Volkswagen, Audi и BMW.

Следующим по популярности были среднеразмерные SUV (4828 ед. против 6608 ед. в АППГ.) Количественный спад продаж в годовом сравнении на 26,94%. Прошлогодние результаты в этом сегменте превзошли внедорожники Uaz Patriot, Subaru Forester и Subaru Outback, Geely Emgrand X7, Ford Edge и внедорожники Lexus и Land Rover.

Популярность компактных SUV нарастает с начала года из месяца в месяц. На счету данного сегмента — 4617 ед. продаж. Это — 8,7% официального рынка новых автомобилей. Темп продаж здесь задают внедорожники Renault Duster, на его долю приходится 36,32% доли продаж среди компактных внедорожников.

Среди коммерческих автомобилей самыми популярными остаются малотоннажные грузовики (40% доли от общих продаж коммерческих автомобилей). Из них 1631 ед. продаж приходится на долю грузовиков Gaz. Развозные автомобили с начала года только приумножают свои продажи. Всего с января по июнь было реализовано 1062 ед. данного вида автотранспорта. С начала года казахстанский автопарк пополнился 92 ед. новых Iveco Citelis, которые уже активно задействованы в транспортной инфраструктуре столицы.

РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА

ИТОГИ ПРОДАЖ АВТОРЫНКА В ЦЕНОВЫХ СЕГМЕНТАХ


В стоимостном выражении казахстанский рынок новых автомобилей составил 1148,7 млн. USD. В 2014 г. за аналогичный период было реализовано автомобилей на сумму 1747 млн. USD.

На долю импортеров приходится 81,56% от общей суммы заработка (937 млн. USD). Итоги продаж ниже аналогичных показателей 2014 г. на 31,66% (против 1371,2 млн. USD).

На долю национальных производителей пришлось 211,7 млн. USD, что на 43,67% ниже аналогичных результатов прошлого года (против 375,8 тыс. USD).

Самыми популярными автомобилями все так же остаются транспортные средства стоимостью от 10-15 тыс. USD. Рост продаж автомобилей из данного сегмента было подкреплено смещением ряда комплектаций более дорогих моделей из ценовой категории 15-20 тыс. USD.

Средняя стоимость приобретенных легковых автомобилей и внедорожников за первые полгода составила — 20560 тыс. USD.

РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА

ИТОГИ ПРОДАЖ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ (PC, SUV, MPV, PU) В РК, ИЮНЬ 2015

В июне было реализовано 8151 ед. легких автомобилей, в этот список мы традиционно включили продажи PC, SUV, MPV, PU массой до 3,5 тонн.

На первом месте Lada с результатом — 1948 ед. продаж. Это наихудший показатель данного бренда за первое полугодие текущего года. Потерю позиции мы связываем с появлением альтернативных предложении на рынке новых автомобилей по цене.

Вторую строку занимает Hyundai (1409 ед. против 1325 ед. в мае текущего года). Причиной роста популярности послужила программа субсидирования автокредитования, под условия которой попадают 5 популярных моделей данного бренда.

Третье место занимает Kia с результатом — 1114 ед. продаж в июне.

Четвертое место по результатам июньских продаж занимает Toyota (722 ед.). Максимальные 1172 ед. были реализованы в январе текущего года.

Пятое место занимает Renault, продажи которого неизменно росли с начала отчётного периода (712 ед. продаж в июне.).

Специальные предложения, предлагаемые официальными дилерами в виде снижения цен, а так же новых выгодных кредитных условий положительно отразилось на продажах автомобилей.

Шестое место по популярности занимают автомобили Daewoo с результатом — 349 ед. проданных автомобилей.

Седьмое место занимает Skoda, реабилитация продаж которого совпало с запуском программы льготного автокредитования. Его результат за июнь — 337 ед. Под условия программы попали 4 популярных моделей.

На восьмом месте по результатам июньских продаж бренд Volkswagen (308 ед.). Самым популярным автомобилем из всей модельной линейки является Polo, продажи которого выросли вдвое по сравнению с прошлым месяцем 242 ед. против 141 ед. продаж в мае.

Chevrolet занимает девятую строку рейтинга популярных автомобилей месяца. Его результат за июнь — 274 ед.

РЫНОК НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАХСТАНА

ИТОГИ ПРОДАЖ КОММЕРЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ В РК, ЯНВАРЬ-ИЮНЬ 2015

В продаже коммерческих автомобилей находит свое отражение конъюнктура таких отраслей, как строительство, масштабные инфраструктурные проекты, рост объемов перевозок и т. д. Так, в первом полугодии 2015 г. максимум реализации коммерческих автомобилей был зафиксирован в апреле, в начале сезона строительных работ (981 ед.).

Всего с начала года было реализовано 4240 ед. коммерческих автомобилей разного назначения. Спад продаж в годовом сравнении на 30,02% (против 6059 ед. в АППГ).

На долю отечественных производителей приходится 279 ед. продаж. Самыми популярными среди коммерческих автомобилей казахстанского производства были автобусы Hyundai County и самосвалы Iveco Tipper.


РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОДАЖИ НОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ


В региональном разрезе лидерами по продажам остаются города Алматы, Астана, а так же города западного Казахстана.

Двукратный спад продаж наблюдался в городах Кызылорда, Уральск. В столице спад продаж новых автомобилей на 38,32% (7994 ед. против 12960 ед. в АППГ).

Прирост продаж новых автомобилей в годовом сравнении демонстрирует только г. Талдыкорган (553 ед. против 483 ед. в АППГ). Рост произошел в связи с пополнением ряда дилерских центров. С 2015 г. в городе появилось официальное представительство Hyundai.



ПРОГНОЗ АВТОМОБИЛЬНОГО РЫНКА РК
НА 2015 — 2016 Г. Г.


Автомобильный рынок развивающихся стран имеет неравномерный характер развития, так как находится в процессе становления. В силу нехватки периодов наблюдения, в данном прогнозе мы использовали фундаментальный метод прогнозирования. Были учтены экономические и политические факторы, на которые автомобильный рынок Казахстана, по нашему мнению, имеет наибольшую чувствительность.

Особенностью локального рынка является низкий уровень насыщенности автомобилями, и низкий уровень покупательской способности доминирующей части населения. Подобные условия способствуют отслоению структуры рынка, и доминированию в нем рынка автомобилей бывших в употреблении и серого рынка новых автомобилей.


Более половины продаж новых автомобилей на официальном рынке приходятся на автомобили от 10 000 USD до 20 000 USD. Популярность среди потребителей высокая у автомобилей российских и корейских брендов, которые заполняют данный ценовой диапазон.

Показательным, с точки зрения рыночного регулирования спроса и предложения на автомобиль в Казахстане, был конец 2014 года и начало 2015 года, когда автомобили, импортируемые из России стали дешевле на 50% (и выше) в результате девальвации рубля. По нашим оценкам при достижении курса USD/RUB в 60 рублей, средний дисконт на автомобиль из РФ для казахстанского покупателя составил 67%.


При прогнозе официального рынка новых автомобилей в 2015-2016 г. г. мы сделали следующие допущения:

Сценарий

Условия

Примечание

Оптимистичный прогноз

2015: 143 513 шт.

2016: 148 174 шт.

• Рост ВВП РК 2015-2016 г.г.: 2,2%-3%

• Инфляция 2015-2016 г.г.: 6%-8%

• Средний курс USD/KZT 2015-2016 г.г.: 190 тенге

• Нефть марки «Brent» 2015-2016 г.г.: 70 USD – 90 USD

- Урегулирование геополитической обстановки в Украине; снижение риска девальвации рубля; постепенное смягчение санкционного режима против России;

- Восстановление спроса на нефть в результате оживления мировой экономики благодаря стимулирующим мерам центральных банков развитых стран (удержание нулевых ставок ФРС, дальнейшее монетарное стимулирование ЕЦБ, поддержка Греции и решение долгового вопроса в стране);

- Рост внутреннего потребления в Китае;

- Медленное реагирование производителей сланцевой нефти на рост цены в силу отсутствия технических возможностей;

- Вероятное снижение добычи нефти в результате таких факторов как, сокращение капиталовложений в традиционную отрасль нефтедобычи, политика ОПЕК направленная на поддержание оптимального уровня квот по добыче нефти (возможное снижение квот), военный конфликт.

Средний прогноз

2015: 111 875 шт.

2016: 115 508 шт.

• Рост ВВП РК: 2015-1,5%; 2016-2,2%

• Инфляция 2015-2016 г.г.: 5%-6%

• Средний курс USD/KZT 2015-2016 г.г.: 190–220 тенге

• Нефть марки «Brent»: 2015 – 58 USD; 2016 – 65 USD

- Позиция пассивного агрессивного равнодушия Запада против России; Западные санкции остаются в силе;

Средний курс USD/RUB в 2015-2016 г.г. на уровне 50-55 рублей;

- Плавный выход из нулевых процентных ставок ФРС США, сжатие долларовой ликвидности, сильный курс доллара США; курс на снижение уровня безработицы в США; поддержка Греции и решение долгового вопроса в стране;

- Замедление роста экономики Китая, вследствие всеобщего экономического спада в развитых странах.

- Давление на стоимость сырьевых товаров в силу снижения потребительского спроса, как со стороны развитых рынков, так и со стороны развивающихся рынков.

Пессимистичный прогноз

2015: 92 308шт.

2016: 95 306 шт.

• Рост ВВП РК: 2015-1,2%; 2016-1,8%

• Инфляция 2015-2016 г.г.: 4%-5%

• Средний курс USD/KZT 2015-2016 г.г.: 250 тенге

• Нефть марки «Brent»: 2015 – 45 USD; 2016 – 55 USD

- Выборы президента в США в 2016 году; Ужесточение санкций против России; Средний курс USD/RUB в 2015-2016 г.г. 60-65 рублей;

- Преждевременное ужесточение монетарной политики ФРС; высокий уровень безработицы в США, риск дефляции; продолжение долгового кризиса в Еврозоне;

- Замедление роста экономики Китая, вследствие всеобщего экономического спада в развитых странах;

- Давление на стоимость сырьевых товаров в силу таких факторов как, снижение потребительского спроса глобально, избыток предложения на товарных рынках, укрепление доллара США, как актива убежища в кризисный период;


Внутренние факторы, которые могут вызвать положительные/отрицательные отклонения от прогноза:
• Снижение пошлин в рамках вступления в ВТО;
• Контроль технического регламента ТС в рамках ЕАЭС, как мера регулирования частного ввоза;
• Программа ГПИИР, как мера повышения уровня локализации;
• Программы розничного кредитования (государственные и частные);
• Экологические нормы по автомобилям бывшие в эксплуатации.